Воспитательная работа

Воспитательный процесс МБОУ «Ибрагимовская СОШ» охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность и дополнительное образование в рамках работы по модели «Школа полного дня», сохраняя традиции российского образования и внедряя лучшие современные практики и технологии образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства, используемых для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся -коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления обучающегося увеличивалась и его роль в общешкольных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, заботливое отношение старших участников к младшим;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Взаимоотношения всех участников воспитательного процесса в МБОУ «Ибрагимовская СОШ» строятся на основе «Кодекса доброжелательности участников образовательных отношений». Кодекс опирается на систему духовно – нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития региона, страны: человеколюбие, миролюбие, дружелюбие, справедливость, честность, совестливость, благодарность, коллективизм, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, своей малой родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на «Кодексе доброжелательности участников образовательных отношений Белгородской области» определена цель воспитания – гармоничное развитие социально – ответственной личности школьников на основе духовно – нравственных ценностей, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение, в случае необходимости обращаться к опыту и советам старших и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы этот опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволяет ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в спортивные секции и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
7) организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
8) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
9) организовывать профориентационную работу со школьниками;
10) организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
11) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
12) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
13) формировать у обучающихся ценностное отношение к здоровью и безопасности своей жизни и жизни окружающих.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
Документы не выбраны
Классному руководителю
- Пришел в школу - сделай умное и благородное лицо.
- Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое.
- Деньги и педагогика малосовместимы.
- Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку.
- Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.
- Иди на урок с радостью, выходи с урока с приятной усталостью.
- Шути до тех пор, пока не научишься.
- Помни: плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель - испепелить ДУШУ.
- Приходить на урок следует на столько подготовленным, чтобы знать точно: для чего пришел, куда пришел, что будешь делать и будет ли от этого хорошо.
- Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
- Старайся кушать каждый день.
- Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую и счастливую педагогическую жизнь.
- Никогда не жди похвалы, а старайся сразу же выяснить, как с ней обстоят дела.
- Люби кого-нибудь помимо школы, и тогда у тебя будет все в порядке.
- Если к тебе пришли на урок, вспомни, что ты артист, ты лучший педагог страны, ты самый счастливый человек.
- Говори родителям всегда самую лучшую правду, которую ты знаешь.
- Гордись своими ошибками, и тогда у тебя их будет с каждым годом все меньше.
- Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
- Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можешь считать, что половину дела ты уже сделал.
- Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют.
- Отдай школе все, а, выйдя из стен школы, начни новую жизнь.
- Постарайся всегда быть здоровой, даже если в это кто-то не поверит.
- Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе вслед: "Вон учительница пошла".
- Не спи на уроке; дурной пример заразителен.
- Во время опроса изобрази на лице предельный интерес.
- Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит, ты делаешь что-то не то.
- Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспомнишь своих учеников, лицо твое озарится улыбкой
Перед собранием
Проведение родительского собрания требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего рода «сценария», только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее попросить родителей заполнить специально разработанные анкеты, которые помогут составить более конкретное представление о том предмете, который предполагается обсудить на родительском собрании.
Продумайте оформление классной комнаты, чтобы создать определенную настроенность родителей (можно оформить выставку, выпустить стенгазету, «раскладушку»).
Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться.
Помощь в подготовке и проведении собрания классному руководителю может в некоторых случаях оказать родительский комитет.
Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
Взаимодействие участников родительского собрания
Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Безусловно, впечатление о человеке складывается из множества разнообразных черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться не вербально. Например׃ интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т. п.
В общении с родителями учителю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие и так далее.
Виды родительских собраний
Установочные, или инструктивные. На которых родителей знакомят с изменениями в учебном процессе.
Знакомящие с аналитическими материалами из жизни школы (об успеваемости, медосмотре, правонарушениях и др.) без упоминания фамилий детей и родителей.
Консультативные, здесь обсуждаются те или иные общешкольные (классные) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации.
Совместные с учениками и родителями.
Отчетные.
Связанные с помощью отдельным семьям и детям.
Информационно-просветительские, посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.
Главная задача любого из выше перечисленных видов родительских собраний – искать совместные пути решения всевозможных проблем.
Первое собрание нового учебного года обычно проводится за неделю до начала занятий или в первые учебные дни.
Собрание обычно начинается со знакомства всех присутствующих с преподавателем и друг с другом. Родители первоклассников, как правило, приходят на такие собрания в полном составе, т. е. и мама и папа. Это следует поощрять и поддерживать.
Итак, при подготовке к родительскому собранию:
Продумайте, кто встретит родителей и проводит их в класс.
Предложите родителям снять верхнюю одежду, чтобы они чувствовали себя комфортно.
Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часа. Тщательно продумайте «сценарий» собрания.
Подготовьте вопросы, которые вы зададите родителям.
За несколько дней перед собранием желательно провести анкетирование родителей или детей, чтобы посмотреть на проблему глазами и тех и других.
Можно использовать выдержки из домашних или классных сочинений детей. Предметом обсуждения может быть статья, книга, популярная передача, кинофильм, по поводу которых были написаны сочинения.
Подготовьте стенгазету, видеофрагменты, фотографии, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса и школы.
Расставьте, по возможности, столы и стулья по кругу׃ ведь вы готовитесь к доверительному диалогу, а не к уроку.
Привлекайте к подготовке родительского собрания родительский комитет класса или отдельных активных родителей.
Специально отведите время для общения родителей между собой. Разделите родителей на группы, пары, активизируйте общение.
Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряженную обстановку доброй шуткой.
Обращайтесь к родителям только по имени и отчеству. Чтобы не ошибиться, положите перед собой список с их именами. Перед началом родительского собрания огласите вопросы, которые планируете обсудить.
Помните «золотое правило» педагогического анализ׃ начинать с позитивного, продолжит о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
Дайте понять родителям, что в вопросах обучения и воспитания вы не прокурор, а их единомышленник.
В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
Доведите до родителей мысль, что «неуспевающий ученик» не означает «плохой человек».
Родителей должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.
Чего не стоит делать на собрании
Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание. Сравнивать отдельных учащихся, с упоминанием их фамилий. Давать негативную оценку всему классу.
Переоценивать значение отдельных учебных предметов.
Использовать для общения с родителями назидательный тон.
Определение целей родительского собрания
Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
Содействие сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность классного сообщества.
Выработка единых требований к воспитанию ребенка в семье и школе.
Нетрадиционные формы работы с родителями
- Тематические консультации.
- Родительские чтения.
- Родительские вечера. Тематические консультации дают рекомендации по узкой проблеме, которая волнует родителей. Иногда такие проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:
- Ребенок не хочет учиться.
- Ребенок не усидчив, не умеет сосредоточиться, у него плохая память.
- Единственный ребенок в семье.
- Талантливый ребенок.
Родительские чтения дают возможность родителям не только выслушивать педагогов, но и изучать рекомендованную им литературу и участвовать в ее обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:
- на собрании родители определяют интересующие их проблемы;
- учитель анализирует информацию, составляет список литературы;
- родители изучают литературу;
- на чтениях излагается собственное понимание вопроса.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два – три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. К примеру:
- Первый год ребенка в школе. Успехи и проблемы.
- Каким видят родители будущее своего ребенка.
- Умеют ли дети дружить?
- Семейные праздники.
Оценочная анкета после собрания
- Ваше мнение о проведенной встрече?
Бесполезная Едва ли полезная Полезная Очень полезная
Разъяснения:
-
- Ваше мнение о предоставленной информации? Бесполезная Едва ли полезная Полезная Очень полезная
Разъяснения:
1. Как Вы оцениваете деятельность школы в этом направлении?
Бесполезная Едва ли полезная Полезная Очень полезная
Разъяснения:
1. Как Вы оцениваете групповую и другие формы дискуссий, во время которых Вы могли задавать вопросы, обмениваться мнениями и идеями с другими родителями.
Бесполезная Едва ли полезная Полезная Очень полезная
Разъяснения:
1. Как вы думаете, благодаря этой встрече будет ли Вам проще говорить с Вашим ребенком о его проблемах?
Нет Едва ли
Да Намного проще
Разъяснения: Спасибо за то, что заполнили эту анкету.
Подведение итогов родительского собрания
В конце родительского собрания необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, сообщить, когда состоится следующее собрание. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, для этого заранее подготовьте необходимые опросные листы или анкеты.
Предметом анализа могут также стать:
- причины отсутствия некоторых родителей;
- причины, по которым некоторые родители остались на личную беседу;
- вопросы родителей на собрании, их участие в обсуждении вопросов.
Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и, при необходимости, до коллег-педагогов.
Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть, чтобы ребята считали его лидером?
Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует уборку, поход... Читает записку от родителей… Классный руководитель помогает обрести себя, наметить свой путь, выбрать увлечение, стать лучшим другом, повести за собой...
Проведенные исследования среди школьников 8–16 лет должны были выявить отношение к статусу классного руководителя в школе, а также показать, какие личные и профессиональные качества классных руководителей востребованы детьми. Полученные результаты поразили своей серьезностью и требовательностью, а иногда – детской непосредственностью. На вопрос «Если бы я был классным руководителем...» учащийся 8-го класса ответил: «Я бы вообще уволился!» Неожиданно? Лаконично? Но сколько чувств! Конечно, классным руководителем не всегда становится личность, способная строить жизнь, достойную человека. И в маленькой головке возникает вопрос: «Какое право Вы имеете меня воспитывать?»
А родители задумываются, сможет ли «слабый» классный руководитель помочь личностному становлению его ребенка?
Но все же ситуация в образовании такова, что огромное количество талантливых, гениальных, заинтересованных классных руководителей продолжают работать с детьми и в свое свободное время, и без дополнительной оплаты труда. И их любят, их обожают, к ним возвращаются после долгих лет разлуки со школой. Именно они являются примером для сотен, тысяч школьников – примером Настоящего Классного Руководителя.
Каков же он, этот эталон? На основе анкетных данных мы составили модель (образ) личности профессионального классного руководителя и памятку для педагогов, желающих им стать.
Модель (образ) личности профессионального классного руководителя.
Памятка для педагогов, желающих им стать.
Общие характеристики:
- мерой воспитанности классного руководителя является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
- воспитатель должен быть твердым, но добрым.
- если воспитатель хочет, чтобы его уважали, он в первую очередь должен уважать человеческое достоинство других.
- прежде чем требовать внимания к себе, воспитатель должен проявить его к окружающим, помнить об интересах, нуждах и потребностях детей.
Нужно иметь:
- внутреннюю нравственную свободу.
- независимость мышления.
- свободу выбора образа мыслей и поведения.
- осознание своей полноты ответственности за результаты поступков.
Нужно уметь:
- планировать свою профессиональную деятельность, интересную и вдохновляющую внеклассную жизнь, образ личности каждого воспитанника.
- анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности.
- оказывать помощь воспитанникам в личностном становлении каждого.
- научить воспитанников анализировать свою внеучебную деятельность.
- устанавливать социальные контакты с родителями, учителями- предметниками своего класса, общественностью.
Самое главное для классного руководителя в общении с детьми:
- доброта (конечно, доброта без требовательности – это ловушка для педагога). Но для детей – это самое главное качество в классном руководителе. Может быть, ребята устали от постоянного контроля и претензий, и им нужны простые человеческие чувства?;
- внимание; забота; понимание; отзывчивость;
- коммуникабельность; доброжелательность; ответственность; открытость; гуманизм; искренность; чувство юмора; серьезность; сдержанность; справедливость; целеустремленность; современность.
Самое главное для классного руководителя в общении с родителями:
-
- честность и справедливость;
- терпеливость;
- спокойствие;
- вежливость;
- деликатность (такт);
- высокий уровень культуры.
Быть классным руководителем – значит:
-
- взять на себя большую ответственность;
- уметь слушать и понимать;
- заботиться о каждом воспитаннике своего класса: о его психическом, физическом и нравственном состоянии;
- помогать (в учении, в общении с классом и окружающим социумом, с родителями, в самоопределении и саморазвитии);
- руководить и поддерживать дисциплину;
- заменить маму и папу, старшую подругу или друга;
- быть всегда на стороне справедливости.
ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
-
- Не будь назойливым, помни: у каждого свой мир интересов и увлечений, печалей и радостей.
- Сохраняй спокойствие, пока не найдешь правду!
- Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребенок. Реши, что делать дальше.
- Совершай добрые и хорошие поступки, дети учатся у нас!
- Доставь ребенку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви!
- Дай ребенку больше самостоятельности и права выбора.
- Будь внимателен! Умерь свои ожидания. Дети – это совсем не взрослые!
- Избегай обвинений!
- Покори в себе гордыню! Признайся, что и ты чего-то не знаешь!
- Развивай в себе незаурядность! Импровизируй!
- Не сравнивай себя с другими педагогами! Сравни себя сегодняшнего с собой вчерашним.
Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.
Мы предприняли попытку выделить те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче экзамена, и предложили некоторые возможные пути оказания поддержки этим детям.
Безусловно, основная работа по психологической поддержке проводится на подготовительном этапе. Классный руководитель и психолог выделяют группы риска и совместно с родителями выпускников определяют пути и способы психологической поддержки. На этапе подготовки к экзаменам можно использовать различные формы психологической поддержки.
Индивидуальные консультации выпускников. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности в большей степени имеют личностный характер (например, тревожные или перфекционисты).
Составление рекомендаций для детей и их родителей. Эта форма работы особенно подходит в том случае, если имеющиеся трудности мало подвержены коррекционному воздействию (например, у астеничных или «застревающих» детей). Очень важно фиксировать эти рекомендации в письменной форме, чтобы родители и дети могли их использовать в качестве памятки.
Индивидуальные консультации родителей выпускников.
Возможности психологической поддержки учеников непосредственно во время экзамена невелики, но все же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Задача облегчается, если учитель знаком с детьми. Но даже если педагог впервые встречает детей в ситуации экзамена, он может заметить некоторые наиболее явные затруднения и оказать детям психологическую поддержку. В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений можно выделить следующие группы риска.
ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика
Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).
Как распознать тревожного ребенка?
Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального
задания обычно просят учителя "посмотреть, правильно ли они сделали". Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности
Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ГИА для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: "Я уверен, что ты справишься", "Ты так хорошо справился с контрольной по физике".
Во время проведения экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: "Я здесь, я с тобой, ты не один". Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверена, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится".
НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика
Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания). Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Основные трудности
Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче ГИА они испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций ("Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным"). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение ("Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?").
Во время экзамена. Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: "Я уверен, у тебя все получится", "Ты обязательно справишься". Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?" – и предложить ему альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?" Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько". Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.
ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК САМООРГАНИЗАЦИИ
Краткая психологическая характеристика
Обычно этих детей характеризуют как "невнимательных", "рассеянных". Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.
Основные трудности
ГИА требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей "быть внимательнее", поскольку это им недоступно.
Во время экзамена. Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: "Ты как?", "Ты сейчас что делаешь?". Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребенок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.
Детские организации



Пушкинская карта
О проекте
1 сентября 2021 года стартовала уникальная программа для школьников, студентов и молодежи, позволяющая бесплатно посещать культурно-образовательные мероприятия по всей России.
Чтобы стать её участником, надо получить виртуальную или пластиковую карту, которая получила название в честь А.С. Пушкина и называется «Пушкинская карта».
Что такое Пушкинская карта
Пушкинская карта — это специальная банковская карта, выпуск которой призван обеспечить доступ для молодежи к разным культурным событиям.
Данный проект направлен на повышение интереса молодых людей к культурно-просветительским мероприятиям, допуск к которым будет оплачиваться посредством бюджетных средств.
Выпуск данной карты может происходить как в физической форме в виде пластиковой карты, так и в виртуальном формате.
Граждане, соответствующие возрастным требованиям для выпуска карты, направляют заявление в банк, а государство при открытии карты переводит деньги на счет. В дальнейшем владелец карты может воспользоваться ей при покупке билетов на различные мероприятия.
Во втором случае оформлением нужно будет заниматься с помощью портала Госуслуги и приложения «Госуслуги.Культура», которое отвечает за выпуск виртуальной карты.
Оба варианта выпуска карты — пластиковая и виртуальная — имеют одинаковую силу.
Преимущества и недостатки виртуальной карты
- не надо никуда ходить, всю процедуру можно выполнить через компьютер или приложение на смартфоне;
- бесплатно;
- карта привязана к телефону, что упрощает её использование и позволяет минимизировать риск утери.
- случаются случаи технического сбоя и тогда нет возможности воспользоваться альтернативным способом оплаты;
- если не соблюдать правила безопасности есть риск потери средств с карты из-за действий мошенников;
- если смартфон разрядится либо будет находится вне зоны доступа сети, воспользоваться картой будет проблематично.
Преимущества и недостатки пластиковой карты
- можно использовать как альтернативу виртуальной карты;
- удобнее использовать в случае, если ограничен доступ к интернету через смартфон.
- за выпуск карты следует оплатить 500 рублей;
- выше риск утери по сравнению с виртуальной картой;
- потребуется обратиться в отделение Почта Банка.
Кто может получить
Выпуск пушкинской карты доступен не всем желающим. Так как данный проект был направлен на популяризацию культуры среди молодежи, существуют определенные условия, связанные с оформлением карты.
Возраст
Пушкинская карта предназначается для молодых людей, возраст которых составляет от 14 до 22 лет включительно.
Если гражданину уже исполнилось 14 лет на момент оформления карты, но еще нет 23 лет, он сможет получить её.
Оформление должно происходить самостоятельно непосредственно получателем карты. Несовершеннолетние также должны заказывать карту на свою имя, так как у них уже есть паспорт, позволяющий им заводить аккаунт на Госуслугах.
Гражданство
Ещё одно условие для получения пушкинской карты — наличие гражданства Российской Федерации.
На иностранных граждан данная программа не распространяется.
Территория проживания
Пушкинская карта действует на всей территории России без привязки к определенной территории проживания.
Вне зависимости от того, в каком городе была оформлена карта, владелец может приобретать билеты на культурные мероприятия в любом регионе страны. При этом проезд к месту проведения события оплачивается самостоятельно.
Эта особенность позволяет жителям небольших населенных пунктов эффективно распоряжаться средствами, выбирая подходящие мероприятия за счет бюджетных средств.
Могут ли оформить карту родители
Родители не могут оформить карту вместо ребенка, он должен делать это самостоятельно, так как у него в 14 лет уже имеется паспорт.
Однако родители могут помочь ребенку разобраться с особенностями использования учетной записи на Госуслугах.
Для этого нужно скачать приложение или перейти на сайт Госуслуг, чтобы совместно зарегистрировать подтвержденную запись. При этом сама карта будет оформлена на имя ребенка.
Что дает Пушкинская карта владельцу
Пушкинская карта открывает доступ к обширному перечню культурных мероприятий, которые доступны пользователям для посещения.
В их число входят:
- спектакли;
- выставки;
- обучающие мероприятия;
- концерты;
- мастер-классы;
- интеллектуальный квиз;
- обсерватории;
- фестивали.
В данный список входят исключительно события, посредством которых реализуется исполнение культурно-просветительских функций. При этом мероприятия развлекательного характера не включаются в данную программу.
В их число не входит посещение кинотеатров, океанариума, аквапарка и прочих заведений, не несущие культурно-просветительскую функцию, а служащие лишь в качестве развлечения. Участие в программе последних в большинстве случаев невозможно.
С февраля 2022 года Пушкинская карта позволяет посетить киносеанс отечественной киноленты, входящий в перечень разрешенных для данной программы.
Полная афиша мероприятий, которые доступны пользователям, размещается в мобильном приложении «Госуслуги.Культура» или на портале Культура.РФ.
В проект включены уже более 1300 учреждений культуры в 85 регионах страны. Туда входят театры, музеи, концертные площадки, библиотеки и прочие организации. Также в рамках данной программы представлены и несколько десятков частных учреждений культуры.
Школьники и студенты могут приобрести билет в региональные или федеральные учреждения культуры. Среди них можно выделить Большой театр, МХТ имени А.П. Чехова, Мариинский театр и пр.
Оплатить мероприятия посредством Пушкинской карты можно будет только в том случае, если они включены в список партнеров программы. Он не содержит популярных молодежных исполнителей, а потому, например, список концертов, куда можно будет попасть, довольно ограничен.